Навигация в парижском метро

Туристическая статистика неумолима, Париж — самый посещаемый город планеты. Толпы туристов ежедневно осаждают Лувр, Эйфелеву башню и Дефанс, да что там, и Бастилию бы осаждали, если бы это не сделали 14 июля 1789 года. Через пересадочный узел Châ̂telet — Las Halles ежедневно протопывает 750000 пассажиров, это при том, что жители столицы и продвинутые туристы стараются обойти этот филиал ада на земле стороной, пусть даже придётся совершить небольшой крюк. При таком потоке пассажиров транспортная система должна работать как часы, а навигация в ней должна быть бронебойна, как «Потёмкин».

Схема

 1  2  3 3b  4  5  6  7 7b  8  9 10 11 12 13 14

В парижском метро 16 линий: с  1 по 14, 3bis и 7bis. Самая короткая линия 3bis состоит всего из 4 станций, линия 7bis заканчивается участком с односторонним движением, а 10 с таким участком в середине. Бо́льшая часть линий с двумя конечными станциями, а у  7 и 13 их несколько. В систему подземного транспорта вписаны пригородные поезда RER.

Тест на внимательность: а вы заметили, что у 3bis и 13 цвет почти неразличим для глаза? На самом деле он разный, но даже мой тренированный глаз эту разницу не ощущает. Кроме этой пары, можно назвать еще 12 и RER D,  1, 10 и RER С,  3 и  9.

Даже если сейчас цвета кажутся вам достаточно хорошо различимыми, то при печати на разных устройствах, при отображении на экране айфона, цветовые профили сделают своё дело. К чести метро парижского, в отличие от московского, нужно сказать, что линии похожих цветов не пересекаются (или почти не пересекаются). Ситуация с пятьюдесятью оттенками синего на арбатско-покровской и филёвской ветках в районе «полиса», в Париже не повторяется.

Любопытный, на мой взгляд, факт — цвета для линий выбраны так, что многим из них тяжело дать словесное название. Скажем какого цвета  1? Или   8? А   6? 3bis?  9?

Традиционно схему метро рисуют на песочно-охровом фоне, насыщенностью обозначают зоны. Всего зон 5, но на схему обычно помещают лишь две. По Тафти, этот цветной фон — в чистом виде расход чернил. Схема условно-географическая, привязка к местности основывается на Сене.

Париж со спутника Официальная схема Схема с абсолютной географической привязкой

Видимо для аккуратности дизайнеры запараллелили линии метро и Сену. Вот пример:

Всё причёсано, всё строго параллельно. Иногда эта причёсанность приводит к кошмарному мельтешению (здесь еще ничего, на других бывает просто ад).

Что мешало сделать станцию Republique аккуратным кружочком, ввести и вывести из него все линии? Зачем надо было рисовать её глистиком и параллелить какие-то линии этому глистику? И почему что-то запараллелено, а что-то введено в эту инфузорию?

Названия станций разные, есть длинные, есть короткие, есть причудливые, иногда они привязаны к значимым объектам, иногда — нет. Palais Royale Musée du Louvre (Королевский дворец Музей Лувр, прям вот так, без знаков препинания, а зачем?), Gare le Lyon (Лионский вокзал), Poissonnière (Торговка рыбой) и т. д. Сегодня в парижском метро 303 станции (все пересадочные посчитаны как одна), плотность станций в городе, да и на схеме, очень высокая. Неудивительно, что длинные названия иногда очень тяжело вписать в сетку параллельных линий, вот что из этого выходит

Поскольку привязка к местности достаточно условная, то можно слегка подвинуть станции в угоду размещению названий, что дизайнеры и проделывают от версии к версии, то ухудшая, то улучшая ситуацию. Вариант схемы, в котором ситуация получше, но и она не лишена проблем — за примером далеко ходить не надо, посмотрите на St. Michel — Notre-Dame (это около островов Сите и Св. Людовика).

Даже при поверхностном гуглинге можно найти целую кучу вариантов схемы, но у всех у них неизбежно песочный цвет фона и отсутствует алфавитный указатель станций. Мучайтесь, уважаемые пассажиры, ищите нужную станцию на схеме одним вам ведомым путём. Мне по-прежнему больше всего нравится алфавитный указатель, который сделал Илья Бирман в своей московской схеме.

Но самая эпичная схема — официальная интерактивная. Поиграйте с ней, попробуйте сами найти проблемы, а потом читайте дальше.

Схема, которая должна быть простой и понятной даже самому необразованному и «диковатому» туристу выглядит как пульт управления тем самым метрополитеном.

— Функция поиска, то ради чего интерактивная схема нужна, спрятана в кнопку. Кнопка эта визуально неотличима от бестолковой справки и ссылок на сайты выше-нижестоящих организаций.

— Понятно, что Диснейленд — это важная достопримечательность, но почему ссылка на его сайт тут? Почему она такая яркая и заметная на фоне всего остального? И да, больше ей анимации! Надо больше анимации!

— Развёрнутый, но при этом сворачиваемый логотип закрывает кусок схемы.

— Отчего кнопки печати оформлены так же, как масштаб просмотра и показываемые информационные слои?

— Названия слеплены в кашу, хорошую такую, крепкую кашу

— Зона 1 уверенно приписана к станции Rambuteau, два знака Зона 2 попали точнёхонько на леса — Булонский и Винсенский.

— То, что показаны закрытые станции — это плюс. То, что они показаны довольно крупным значком VLC-плейера — это непонятность, а уж то, что показывается при наведении на них — это лингвистическое недержание и недоразумение.

— Функция прокладки маршрута (самая важная, не так ли?) спрятана взад вниз. Но! Не тут-то было! Это не функция, это справка о том, как надо прокладывать маршрут. Ткните (а перед этим найдите), нажмите, вызовите, станцуйте, подпрыгните, кувыркнитесь... Вполне удачное решение этой задачи есть в приложении Яндекс.Метро для АйОси, если не можете сами придумать как сделать, установите приложение и поглядите.

— Дистрикт мап, что вправо от прокладки маршрута. Думаете то же самое? А нееееет! Это более извращённая штука. Она тоже показывает справку, но когда мы выбираем станцию и нажимаем в hud-панели на кнопку с картой района, то... Тадааааам! Выезжает окно в котором была справка, но уже с картой!

— Лайнмап — см. предыдущий комментарий, ну и разве что не карта это, а схема.

— Стейшен Дискрипшен, Некст Эррайвалс и Стейт оф Траффик — аналогично.

— Отчего проблемы с траффиком не показываются на станциях автоматически. Если мы знаем о затыке, то почему не показать-то его сразу? Почему пользователь должен протыкивать весь свой маршрут в поисках затыка?

Ну и мелочи:
— Изменение масштаба по скроллу давно уже реальность в электронных картах.
— Визуальные слои реализованы как радиокнопки, то есть в каждый момент времени показывается лишь один (ремонты — исключение), а отображены и включаются словно чеклист. В результате фильтр работает непонятно, то есть не работает.

Вот почти сейчас, в режиме текущего, так сказать, времени рисует парижскую схему Константин Коновалов, фолловьте его в твиторе. Сегодня его схема выглядит так, но работа над ней кипит, это не финальный вариант.

Ну а самую бесполезную схему нарисовал, несомненно, я.

На станциях

При входе на некоторые станции установлены турникеты-светофоры, которые издалека показывают куда идти, а куда — не надо. Достаточно крупная наклейка с зачёркнутым билетом показывает, что этот вход зарезервирован для пассажиров с транспортными картами. Думаю, что разместить крупный указатель с названием карт Navigo было бы эффективнее и визуально приятнее, да и покрасить этот турникет можно было не в зелёный, а фиолетовый — фирменный цвет карточной системы. Вся поверхность турникета — считывающая поверхность, не нужно целиться карточкой в прямоугольную область чуть превышающую размеры самой карты. Ну и считывание производится быстро и надёжно, можно не вытаскивать карту из сумки, а шлёпнуть сумку сверху на турникет.

Анатомия указателей на станциях довольно проста. Для указания переходов пишутся только номера линий на цветных кружка́х, а если место на указателе позволяет, то могут написать и названия конечных станций.

Посмотрите на картинку и скажите куда идти на первую линию?

По лестнице наверх? Да? А теперь давайте поменяем угол обзора, чуть-чуть поменяем

Смотрите, теперь нам хорошо заметен другой указатель, тоже на первую линию, только указывает он не на лестницу, а вдоль лестницы по перрону. Еще раз меняем точку обзора

Ну как? Сложилась картина?
Ближайшая к нам лестница, та, что на всех фотках — выход, ведёт на av. du Trô̂ne, если её обойти, то строго под ней будут ступени вниз, на пригородный поезд линии А, кроме этого, откроется вид на еще одну лестницу наверх, а вот она уже приведёт на искомую первую линию.

А теперь вернитесь к самым первым указателям. Выход — туда, первая линия — в туда же, а ведь на самом деле нет! Хорошо, если у вас транспортная карта и вы, оказавшись на улице, сможете войти и не заплатить дополнительные два евро, а если нет?

Размещение указателей, в большинстве случаев, вопросов не вызывает. В большинстве простых случаев. А со случаями сложными беда почти всегда.

Но это не все проблемы парижского метро. Помните, я в начале упоминал филиал ада на земле, станции Chatelet—Les Halles? Давайте взглянем на станцию поближе. Здесь пересекаются 1, 4, 7, 11, 14 линии и три линии пригородных поездов — A, B, D.

Если у меня есть возможность, то я всеми силами стараюсь Шатле-Ле аль объехать. Протяжённость узла с севера на юг около 450 метров, еще метров 350 с запада на восток, думаю про длительность переходов рассказывать не надо. Но длительность переходов можно пережить, а вот тотемы, которые установлены в холлах — вряд ли. Сейчас станция в процессе ремонта, но надеяться на замену тотемов не стоит, они новые, еще полгода назад никаких указаний времени на них не было. Да, обратите внимание на 11 линию пешком 8 минут.

Какой кромешный ад творится со стрелками?! Ничего и ни с чем не сгруппировано, куча визуального мусора. На «выходной» стене тотема я насчитал слово выход 8 раз, причем 2 из 8 посвящены выходам аварийным, а остальные 6 — простые, штатные.

Вот еще один «крутой» тотем. Тот же транспортный узел, но торговый центр Les Halles

Во время ремонта указатели висят с особым, парижским шиком

1 — вперёд, сорти — назад, 7 — назад, 4 — вперёд, 11 — назад, 14 — вперёд. При этом указатель, висящий над головами, явно оставшийся с доремонтных времён, просто работает, безо всяких фрикционных взад-вперёд.

Может быть это на время ремонта, дизайнеры обозначают для рабочих какие указатели и куда вешать, а может догадливые пассажиры сами улучшают метрошную навигацию, но часть указателей нарисованы маркером на стенах. Вот.

Думаю, что половая навигация — это лишь часть эксперимента, неудавшаяся часть.

Когда пассажиры уже доведены до нужной линии, остаётся разделить поток по направлениям. В верхней части таблички рисуют номер линии на кружочке и пишут конечную станцию, а в нижней части пишут перечень станций, которые предстоит проехать, с указанием номеров линий для станций пересадки.

Ууупссс... а цвет-то не совпадает

На станциях, что вблизи конечных, в одном направлении может висеть указатель с одной-двумя станциями, а в противоположном — огромная портянка с большущим перечнем. Забавное происходит, когда метро расширяется и конечная станция меняется, её тут же меняют на всех табличках, что сбивает с толку пассажиров, не часто пользующихся линией — вы привыкли идти на одну конечную, а она оп-па и поменялась.

На перронах

Начиная с самой молодой, 14 линии, метро делают автоматическим. Чтобы избежать несчастных случаев, пути ограждают почти ровной стеклянной стеночкой, двери на ней едва считываются.

Достаточно было нанести матовую плёнку или заматировать стекло там, где не двери и уже было бы проще понимать где ждать дверь. Иногда бывает, что перрон длиннее поезда, получается, что не все двери перрона будут задействованы. Обычно на них наклеен мааааленький (и в этом беда) знак «кирпич», который не очень хорошо информирует о том, что дверь не откроется.

На старых станциях на полу иногда наносят разметку, которая показывает где будут двери. Эта разметка помогает ускорить выход пассажиров и посадку свежих.

На перронах пригородных линий висят довольно старые ламповые указатели, которые показывают направление прибывающего поезда и на каких станциях будут остановки. Обычно перрон используют под несколько пригородных линий, да еще и в разных направлениях, табло — единственный, не самый надёжный, способ понять не уедешь ли ты ночевать в какую пиперду.

На всех перронах, и старых, и новых, встречаются таймеры со временем до прибытия ближайшего и следующего поезда. Когда до прибытия поезда остаётся одна или четыре минуты, голос вселенной сообщает об этом, правда разговаривают не все станции.

Звуки

Если с навигацией визуальной в парижском метро бывают сложности, то звуковая сделана очень хорошо. Вот пример:

За некоторое время до станции барышня как бы интересуется у самой себя “Charles de Gaulle — Etoile?”, а потом сама себе отвечает, мол, права ты, “Charles de Gaulle — Etoile!”. Никаких тебе «Следующая остановка „Шарльдеголлевская — Звезда“» “Prochaine station est ‘Charles de...’”. На некоторых станциях между поездом и платформой может образоваться ступенька или дыра, чтобы предупредить об этом, транспортники записали инструкции в соответствии с принятыми в языке традициями. По-французски “Attention à la marche et descente du train” — «Внимальное вышагивайте из поезда», по-английски “Please mind the gap between train and platform” — «Помните о промежутке между поездом и платформой». Очевидно, что на английском и французском говорят разные фразы, корни английской фразы лежат в лондонском метро. Там есть искривлённые перроны, на которых в голове и хвосте поезда возникают неизбежные ямы, надпись “mind the gap” вдоль всего перрона напоминает об этом.

В вагонах

милый зайчик расскажет как обрубят пальчик

Отправить
Поделиться
Запинить