Dutch’ные истории. Пятая, с арабикой
Я — coffee addicted person и мне ни разу не стыдно. Во время летнего пражского вояжа я обошел все кофейни, входящие в пражский, да и не только пражский, топ. Почти везде меня встречали душевные баристы, готовые разговаривать о кофе, преодолевая языковые барьеры. В таких разговорах я обратил внимание, что с каким-то особенным пиететом они отзываются о голландских коллегах. Мол, и чемпионы они во всем, и зерна они у голландских обжарщиков брать предпочитают. Естественно, такая реклама не могла не сработать. От визита в голландские кофейни мы ждали многого.
Первые сомнения начали закрадываться еще в России. Мне в голову пришла сумасшедшая идея поучиться у голландских мастеров латте-арту, даже выяснилось, что некоторые из них это практикуют. Я разослал пачку писем и ждал. Результат был феноменальным. Ответили только из одного заведения, причем с того адреса, на который я писем не отправлял, но и они отказали потому что «высокий» сезон, потому что загружены. Окей, переживём.
Составляем список кофеен по мнению интернетов, ставим точки на карте и... побежали. Первый забег увенчался Старбаксом, ибо остальные кофейни работать в преддверие Рождества отказались. Мы люди гордые, но не слишком, подождали и повторили.
Общая черта всех заведений — необщительность барист. Может нордический темперамент сказывается, может загруженность в высокий сезон, но ни один из них не выказал интереса к гостям, даже гостям, покупающим зерно.
Латей
Итак, «Латей» — достаточно милое и домашнее по интерьеру заведение, разномастная посуда на полках, которую, кстати, можно купить, кошка—хозяйка кофейни, хоуммейд пироги и пирожки, а вот с кофе... с кофе беда.
Эспрессо для Тани горчил, двойной эспрессо для Антона... горчил в два раза сильнее (он же двойной!). Капуч для меня — неожиданно хорош, даже что-то нарисовали на нём, правда устал он довольно быстро. Антон пытался спасти ситуацию, заказал молоко (которое взбили, хотя он того не просил) и прикинулся баристой старой школы. Ситуация спаслась, но репутация подмочена. Да, круассан у Тани оказался хорош.
Итоговая оценка — 2,5 из 5 (причем это с учётом круассана, кошки и общей мимиимшности).
КофеКомпани на Ватерлоплейн
Это сеть. Сеть, со всей её атрибутикой. Общее для всех заведений, а потому не сильно высокое качество. Но зерно они жарят сами и продают его всем желающим. Есть два бленда для эспрессо — старошкольный и новошкольный (купил, проверим), чуть-чуть моносортов и какой-то универсальный бленд, который сейчас попал под рождественскую акцию неясной этимологии (тоже купил, тоже проверим).
Интерьер современно-нейтральный, с отсылом к северным традициям и народностям — псевдогрубосколоченный длинный стол, за которым сидит бо́льшая часть гостей, есть кожаные диванчики, есть высокие столы с барными стульями.
В заведении дежурили две барышни-баристы. Одна сначала усиленно общалась по телефону, потом варила капуч для меня, другая делала «хорошо» для Тани и Антона.
Итоги: Американо для Тани горчил, ибо нефиг проливать весь объём через таблетку (Даша, привет! Если ты это читаешь). Капуч среднего размера для Антона горчил. Бааааальшой капуч для меня — хорош. Латте-арт? Не, не слышали!
Брауни и панини с беконом и сыром — несомненно хороши.
Итоговая оценка — 3 из 5.
Скримин Бинс
Небольшая, даже тесная, кофейня места в которой нам не хватило, пришлось брать ту гоу. Сами жарят зёрна под классику и альтернативу, продают и бленды, и моносорта. Когда покупал зерно, поинтересовались под эспрессо мне надо или для фильтра. На мой резонный вопрос о темноте обжарки для эспрессо пожали плечами и сказали «ну для эспрессо», разъяснять что либо, или показывать не торопились. Благо их заряженная кофемолка оказалась не просто рядом, а в 30-см доступности и зерно удалось рассмотреть. Да-да, зерно я взял :)
Кроме классики здесь подают в60, колдбрю и аэропресс, но количество гостей в заведении (часть из которых не стесняясь проявляла гомосексуальные чувства друг к другу и явно демонстрировала, что мы им сильно мешаем) не оставило этим напиткам шансов. Схватили по-быстренькому и побежали на улочку, под дождик. Эспрессо для Тани... (пауза)... горчит, капуч для меня — норм.
3 из 5.
Хедфёст кофе роастерс
По легенде, эти два голландца решили жарить кофе и сделали свою маленькую кофеенку, которая далеко от центра города, то есть случайные гости туда не особенно попадают. Посетителей было много, но столик для нас шестерых всё же нашёлся. Готовят классику и альтернативу — в60, колдбрю (почему-то не хотелось в Амстердаме с его погодой) и аэропресс. Цена на все напитки примерно одинаковая.
Эспрессо для Тани — редкая кислятина (оцените всю степень самопожертвования Тани — сколько эспрессо она заказала только для того, чтобы вы, дорогие мои читатели, поняли, что не надо этого делать). Капуч для Антона вполне спивобный, в60 для меня — хороооош. Флэт уайт для Славы — кислятина, еще хуже, чем Танин эспрессо. Поначалу мы решили, что готовят его на разном зерне (не ну не на разном же молоке готовить, ей-богу), но нет! В этой кофейне используют только одно зерно, причем моносорт из Никарагуа. Что они сделали с кофе для Славы, чтобы он стал таким, каким он стал — останется на совести заведения.
3 из 5
Вывод
Хороший эспрессо в Амстердаме нам найти не удалось, а капуч оказался вполне неплохим — голландские коровы вывозят его на своих могучих выменах (или вымях? ну, в общем, вы поняли о чём я). Альтернатива попадается неплохая, надо пробовать.
Бонусные номера, вне обязательной программы
Не к ночи будь помянут Старбакс — см. старбакс в любой стране мира, с одним только маааааленьким исключением — темнокожий бариста, что работает на станции Зюйд, даже нарисовал на наших капучах какое-то подобие сердечка. А это совсем не легко, учитывая, что молоко в старбаксах взбивается до состояния пены на стиральном порошке.
Еще одно заведение. Его название я вам не скажу, а то вы сразу туда побежите, а я этого не хочу! Даже не просто не хочу, а категорически против этого! Спрашиваем, мол, варите ли вы кофе, любезный? Отвечает — варим. Ну, говорю, удивите меня капучином. И ведь удивляют — молоко подогревают в микроволновке, взбивают пластиковым агрегатом, выливают на растворимый кофе (не, ну не кофе, конечно, но не писать же «чёрную жижу») и подают с рюмочкой взбитых сливок, политых ромовым сиропом.
Dutch’ные истории. Четвёртая, про еду
На дворе самое сказочное время, время чудес, большого потока туристов, жующих наркомаффины из кофешопов. По случаю Рождества большая часть всего закрыта, не стесняются закрываться магазины, кафе и кофейни, музеи, выставки и аттракционы. А те, кто неверующие, или незакрытые по каким другим причинам, страшно этим фактом гордятся и гордо выставляют тендеры.
Вы же знаете, что я стараюсь путешествовать больше и чаще, один из обязательных пунктов в программе любого путешествия — гастрономический. Вот с ним-то как раз и приключилось неладное. Когда идёшь по Парижу, то заведения под вывесками la cuisine francaise прямо напрыгивают на тебя, хватают за нос своими манящими бензольными соединениями и подолгу не выпускают из своих ароматными объятий. Ну оно и понятно, Париж — мекка чревоугодников. Но ровно то же самое делает чешска кукарня, ни секунды не гнушаясь своего пролетарского, по сравнению с французами, происхождения.
Теперь про кухню голландскую. А ничего я вам про неё не скажу. Нет её! Не существует! Точнее она, как бы существует, даже пару книжек видел, но рестораны с нею ушли глубоко в подполья, отдавая картбланш аргентинским и даже мексиканским стейкам, итальянским пицце и пасте, японским сашими и суси. Попробовать голландскую кухню официально не удалось.
Максимальное достижение — дач-стью (помятые варёные овощи и картофель с сосиской из «Кировского») и дач-стейк (в общем-то, просто стейк прожарки «как уж получится» с перечным соусом) в заведении, которое могло бы получить в наших сердцах, головах и желудках тот же статус, что кафе де ля Арп на одноимённой улице СамиЗнаетеКакого города. Тетка-Бармен-Официант-Метр-Певица была ооооочень крута, она пела песни, болтала с нами, будто видит не первый раз в жизни, а очень хорошо нас знает и даже местами соскучилась.
Селёдка. Официально заявляем — селёдки в Амстердаме нет! Совсем нет! Вообще! Мы специально и целенаправленно искали ларьки-палатки, торгующие голландской знаменитостью, но нет. Шалость не удалась.
Почти в каждой заметке я упоминаю Рождество. Что ж, не будем отступать от традиции и в этот раз. По поводу праздника в городе появились рыночки, но до пражского размаха тут как до Китая пешком (и может быть даже обратно). Продают сладульки и хот-доги, местами вклиниваются фромажи и сосиссоны, бывают и формаджи с прошуттами, а селёдки (будь она неладна) как не было, так и нет.
Dutch’ные истории. Часть третья, прогулочная
В это время года на узких и не очень улочках Амстердама весьма промозгло. Температура, по нашим уральским меркам, сказочная, но высокая морская и речная влажность делают своё дело, пробирая холодом до костей.
Мы ни разу не испанцы, не португальцы, и даже не северные итальянцы, и вроде бы холодом нас испугать невозможно (ну почти), но каждое утро мы превращались в капусточек, плотненько наматывали шарфы, до предела затягивали молнии и даже купили перчатки. Виданое ли дело — в плюс перчатки носить?
Коренные, ну или хотя бы слегка прикоренённые, голландцы при этом весело рассекают в подогнутых по итальянской моде джинсах и мокасинах на босу ногу, расстёгнутых тренчах и парках.
Казалось, что эта промозглость касается только нас, а остальные живут своей обычной жизнью. Дворники в ярких костюмах отдыхают в тени ЭйчЭндЭма, обсуждают важные вопросы с коллегами, а иногда возят малюсенькие машинки на поводках
Узкопленочные делают себяшки, тебяшки и егошки
Да что там узкоплёночные, и совсем ни разу не узкоплёночные тоже поддаются этому великому соблазну
Велики тут всюду, на них гоняют и стар, и млад, и фройляйны и их дорогие херрены.
Dutch’ные истории. Вторая, про искусство классическое
Мы приехали в Амстердам в магическое и чудесное время — Рождество. Всё-всё работает по особенному, рождественскому графику. Поэтому первые моменты нашего путешествия прошли в музеях, галереях и выставках.
Сегодня я предлагаю вам вторую часть нашей истории, она про «классическое» искусство. Наслаждайтесь:
А вот Винсента (который Ван Гог) я вам не покажу, даже не просите! Хотите видеть — приезжайте и наслаждайтесь!
Зато я покажу улицы, каналы, дома и многое многое другое, но будет это в следующих сериях. Не прощаюсь…
Dutch’ные истории. Первая, про современное искусство
Привет, читатели «Пражского вестника»! У нас новый сезон и в нем мы познакомимся с dutch’ными историями. Для начала — кусочек современного искусства. Приятного просмотра!
Что французу хлеб, англичанину — боль
Хлеб — боль... Велик и могуч язык Вильяма, нашего, Шекспира — всю правду обнажает
Buche de Noёl
Buche de Noёl, David Lebovitz recipe modified a little
Финансовый пост
45€ в час получает неостепенённый professeur в Universite de Architecture et Beaux Artes.
45€ получает неостепенённый профессёр в Уральском государственном горном университете... в месяц...
Рупстер подрос, теперь он в Хендерсоне
Внимательный Максим Михалыч заметил «Рупстера» в «Хендерсоне». Взрослеет пацан, вот уже и до костюмов для достаточно упитанных мужиков добрался :)
По случаю напоминаю, что рупстер бесплатен, но даже небольшая финансовая поддержка никогда не будет лишней.
Don’t try to do it at home
This is made by professional stuntman. Don’t try to do it at home ;)
Номер выполнен профессиональными каскадёрами, не пытайтесь повторить это дома!
Итоги конкурса кондитерских интерфейсов
Я попросил трёх экспертов (четвёртым выступил я) оценить пять безымянных интерфейсов по трём критериям: идея, логика, эстетика. По каждому критерию эксперт поставил(а) оценку от 0 до 5 баллов. Работы расставлены в порядке их получения. Комментарии Татьяны и Светланы — под ссылками на работы. Максим Михайлович оказался настольно любезным, что не пожалел времени и клавиатуры на написание подробного разбора, этот разбор в отдельной главе.
Команда из Максима Степанова
Татьяна: Учтены не все начинки. Не акцентировано внимание на «синих» вкусах. Не представлена классика. Убогая цветовая палитра — режет глаз.
Светлана: С т.зр. логики все понятно. Но система не гибкая, я не могу менять местами коржи, смешивать начинки, увеличивать высоту торта. Кнопка заказать должна быть больше. Я бы хотела видеть текстовую зону, которая формируется при формировании торта, м.б подсчет составляющих или описание той или иной начинки. Подсказок, какую с какой лучше сочетать. С т.зр эстетики в данном варианте слижком схематично выглядит конструктор. Но удобно и логично расположены выпадающие списки для выбора. Цен нет.
Команда из Татьяны Мартыновой, Лизы Бородич и Максима Пономарёва
Татьяна: Основа?! Приличные люди употребляют слово корж! Визуализировать нужно сразу, приятней видеть когда конструктор собирается в «реальном времени». Одно из условий — оплата по весу, а не за отдельные составляющие. Читать надо внимательней условия. Не представлена классика. Не учтены требования по продвижению «синих»
Светлана: Полное отстутствие логики интерфейса. Я не понимаю как мне действовать, как создать торт, как задавать значения в списках. В списках почему-то доступен ввод символов в тестовой зоне. Я могу задать свою вариацию коржа, начинки и др? Кроме того, построение колонок не логично. Эстетика — пустое белое поле в первом экране смущает. Это баг? Страница не догрузилась? или так и должно быть? У меня картинка так и не появилась, хотя я выбрала все составляющие. Кроме того, в левом меню 4 составляющих, в правом одна. Почему? Опять же я не могу менять местами слои, у меня нет доступных вариантов, как это сделать. А если этого нет, не буду я заказывать авторский торт. Пойду в 9 островов и куплю обычный)) Еще о выпадашках — почему-то в момент, когда я не проставила галочки на фасетах, списков выпадающих в левом меню нет. А в правом списк активен. Мне обязательно заказывать ганаш? Но мне нравится, что здесь наконец-то вывели цену! Конечная не выводится, правда. Ну да и ладно. Кнопка купить не заметна, размещаться должна точно не там, где конструктор торта.
Команда из Егора Терентьева, Анны Шипициной и Вячеслава Бочарова
Татьяна: Не учтены требования по продвижению «синих». Нельзя изменять последовательность выбора (Например: нельзя выбрать мусс прежде начинки или коржа). У единственных сделаны подсказки (правда лимонный корж с абрикосовым муссом, по-моему. — извращение еще то). Учтена классика, но не хватает описания.
Светлана: Случайное нажатие не туда привело к тому, что все сломалось :) http://i.imgur.com/dLT6myW.png Идея не плоха. Но я конечного результата не вижу. Где картинка МОЕГО торта. Не поняла я и картинки видимо с вариантами тортов: классика 1 2 и т. д. При клике ничегошеньки не происходило. Кроме того, само странное! Корж у меня сверху оказался))) Я должна сама догадаться, что надо его в последнюю очередь выбрать? Меню боковое в данном случае лучше всего было расположить в обртном порядке. Корж снизу, затем начинки, муссы и т.п Визуально мне данный вариант не понравился. Схематичность и осутствие возможности увидеть СВОЙ вариант торта, смутила. Ощущение, что на странице слишком много разнообразных элементов и явный композиционный дисбаланс. Но мне понравилось ,что элементы откликаются на действия. И кнопка уже расположена почти там где должна быт и система общается со мной — выводятся подсказки))) Цен нет.
Команда из Татьяны Степановой, Дианы Расторгуевой и Владимира Идиятова
Татьяна: Кривое описание классики ( Зачем писать «Захер с одним или двумя слоями абрикосового конфитюра….» Не в курсе со сколькими слоями приготовлен ваш «Захер»?!). Не учтена классика и продвижение «синих». Плюс непонятная для меня двойная вложенность списков = бред.
Светлана: По прежнему ничего не могу сделать с тем, что не меняются местами уровни торта. Но здесь хотя бы меню несколько логичнее выстроено. С т.зр логики — смущает то, что я вынуждена скроллить страницу до 2 экрана. Это крайне не удобно. Картинка должна отстраиваться в первом эране, напротив списков. Логика вывода доп уровней не доработана. Я должна все 8 заказать? Из плюсов: кнопка заказать яркая, ее видно почти сразу, если я во 2 экране. Она откликается и выводит поп-ап с формой обратной связи. Это хорошо. Эстетически данный вариант приемлем, если я не творю изысков. Цен нет.
Команда из Алексея Берёзки, Стаса Карпенко и Сергея Филонова
Татьяна: Не учтена классика. Но у единственных в начальном значении выпадающего списка стоит «синее» значение. С визуализацией плохо — не удаляет предыдущий выбор. Если сделать столько начинок, столько я натыкала, то после одного куска такого торта можно умереть от передозировки глюкозы)))
Светлана: Ура! Уровни меняются местами))) но появились какие-то значения 20 22 24 и стрелочки вверх и вниз. То, что я удерживая мышь могу таскать коржи — не очевидно. И что за значения 20 22 24 — только интуитивно понимаешь, что это ширина торта. Система дает мне делать бесконечное множество слоев, ограничения нет. Но при этом слои уходят в самый вверх экрана, картинка не уходит вниз. Я вынуждена менять масштаб страницы в браузере, чтобы увидеть все слои. Ограничение по кол-ву уровней быть должно. Я создала кучу слоев и хочу начать заново, в этом случае мне не помешала бы кнопка «начать заново», сейчас я выуждена прокликивать каждый слой отдельно. И где в итоге кнопка заказать? Форма обратной связи? Цен нет.
Комментарий Максима Михайловича
Сформулируем потребность и задачу посетителя и смоделируем ситуацию прихода на сайт. Торт является неотъемлемой частью любого детского праздника, значит потенциальным посетителем является женщина, у нее есть ребенок, примерно подросткового возраста, сама она приготовить торт к празднику не может по какой-либо причине, поэтому она решила обратиться в кондитерскую.
Она подробно знает предпочтения своего ребенка, количество гостей на празднике, а также задает собственные требования к качеству продукта. Найдя сайт в поисковой выдаче по запросу «Торты на заказ», она его просматривает и переходит к заказу.
Допустим, что по сценарию посетительнице необходимо заказать торт следующего рецепта: 4 шоколадных коржа с прослойками из апельсинового крема, политый белым шоколадом. И поскольку праздник детский — никакого алкоголя. Это пользовательская задача.
Задачей бизнеса является создание инструмента, с помощью которого можно 1) автоматизировать оформление заказа на классические и сборные торты; 2) продвигать непопулярные начинки и вкусы.
Версия 1
Идея. По задумке авторов у посетительницы имеется некий шаблонный торт, в котором она может изменять ингредиенты по своему усмотрению, а именно крем, ганаш, основу, мусс и корж. Торт сразу визуализируется на странице, а ингредиенты выбираются с помощью раскрывающихся списков. После указания параметров необходимо нажать на кнопку «Заказать».
Идея подразумевает, что торт должен обязательно включать все перечисленные параметры (кроме крема), и нет возможности добавить сверх того, что есть. Это является ошибкой, поскольку не имеет ничего общего с реальной жизнью и не позволяет решить пользовательскую задачу.
В идее не предусматривается предложение классических рецептов, что противоречит условиям задания и бизнес-задаче. Также не предусматривается продвижение непопулярных начинок и кремов, что не соответствует бизнес-задаче.
Логика работы подразумевает последовательный выбор каждого компонента. Опираясь на условия пользовательской задачи, получается, что наша посетительница сначала выбирает крем, (апельсинового в меню нет, но не суть) после чего на картинке меняется цвет и пользователь оказывается в первом логическом тупике — изменился цвет крема на торте, но непонятно изменился ли крем между коржами.
Пользуясь методом перебора для определения, что за что отвечает, посетительница оказывается во втором тупике — присутствуют два параметра, корж и основа, между двумя слоями основы присутствует корж.
Третья логическая ошибка заключается в возможности отказаться от крема, но невозможности отказаться от мусса, которого нет в условиях пользовательской задачи.
Эстетика. Цветовая палитра, используемая на сайте позволяет за счет светлого фона акцентировать внимание на изображении торта, но для выпадающих списков цвет выбран не слишком удачно, черный текст не очень удачно читается на коричневом фоне. В цветовую гамму не укладывается цвет кнопки «Заказать тортик», ее стоит сделать более крупной и заметной, т. к. это кнопка призыва к действию.
На сайте используется три разных шрифта, один из них в двух разных начертаниях. Логики их использования не обнаружено, шрифт с засечками плохо уживается со шрифтом без них, за использование comic sans приговариваю к разжалованию в первокурсники.
Версия 2
Идея конструктора заключается в поэтажном «построении» будущего торта. Каждый отдельный «этаж» формируется из комбинаций основы, начинки, мусса и крема. После этого на торт наносится ганаш и отправляется заказ.
Подобный конструктор позволяет решить заданную пользовательскую задачу почти в полном объме, причем построение на основе типовых «этажей» позволяет значительно ускорить формирование заказа, так как не нужно формировать каждый слой отдельно. Почти в полном, поскольку более 3 коржей система делать не умеет.
К сожалению, полностью проигнорированы бизнес-задачи сайта по продвижению.
Логика работы заключается в первоначальном формировании «этажа» и добавлении его в конечный торт. Система позволяет редактировать каждый «этаж» перед добавлением, любой пункт, кроме основы, является опциональным. Логика взаимодействия интересная и в рамках пользовательской задачи эффективная.
Однако, имеются ошибки в логике работы элементов. Например, выбор типа любого компонента осуществляется с помощью раскрывающегося списка, но без наведения курсора, он выглядит как поле ввода. Для добавления компонента необходимо отметить соответствующий чекбокс, но в выпадающем списке нет значения по умолчанию.
Нет возможности редактирования уже добавленных «этажей», их можно только полностью удалить и воссоздать заново. Ганаш можно добавить даже если самого торта еще нет, а изменить его тип можно только удаляя и добавляя заново.
Кнопки «Очистить» и «Купить» имеют одинаковое оформление и находятся рядом друг с другом, что может сделать моторные ошибки сложноисправимыми, а также требует дополнительного времени на поиск правильной кнопки.
Эстетика. Цветовое оформление не выразительное, но вполне может понравиться описанному персонажу. По шрифтам претензий нет. Кнопка «Купить» должна быть более крупная и явно выделяться на странице.
Версия 3
Идея конструктора заключается в послойном формировании торта. Ингридиенты каждого слоя выполнены в виде тематических иллюстраций. Каждый новый слой может быть любым типом, корж, начинка, мусс, ганаш, крем.
В целом система позволяет посетительнице решить ее задачу при указании каждого слоя отдельно, но на практике задаче не была достигнута из-за кривоватой верстки страницы.
Продемонстрированы варианты классических рецептов, при выборе того или иного типа коржа отображается подсказка с рекомендацией по сочетанию, за что отдельный плюс. Однако, проигнорирована задача по продвижению непопулярных товаров и решение плохо масштабируется при увеличении компонентов в слое, т. к. ограничено экраном.
Логика хромает. В целом идея с картинками интересная, поскольку картинки помогают продавать товар, но содержание должно соответствовать — на фото лимон и лимонный бисквит выглядят по разному.
Система позволяет на один корж намазать разные крема, муссы и начинки, а ганаш сделать в середине торта. На практике это не реализуемо и вызовет смех у профессиональных кондитеров.
Непонятно назначение кружков с цифрами и кнопкой-плюсом, если коржи можно добавить ниже. И в целом нелогично собирать торт сверху, первый корж должен быть внизу, а на него уже накладываются новые слои. Рецепты классики представлены, но возможности их заказать нет.
Эстетика. Яркие фотографии делают страницу визуально приятной, выделяясь на нейтральном темном фоне. Цвета оформления гармонируют друг с другом. Кнопка заказа хорошо заметна за счет цвета.
Используются два шрифта, один для оформления, другой для кнопок и заголовков. Мелкие замечания по цвету и начертанию, но в целом отрабатывают нормально.
Версия 4
Идея также в послойном формировании торта, ингредиенты выбираются из выпадающего списка. Каждый новый слой также может быть любым (корж, начинка, мусс, ганаш, крем), в основе всегда корж. Ниже выбранные параметры схематично визуализируются.
Сервис позволяет решить пользовательскую задачу в полном объеме, при указании отдельно каждого слоя.
В отдельной вкладке можно выбрать готовый торт по классическим рецептам, что, в целом, решает одну из бизнес-задач. Задача по продвижению непопулярных компонентов проигнорирована.
Логика. В сервисе есть логические недоработки, в первую очередь приведена нумерация слоев, но нижнему или верхнему слою соответствует первый уровень — непонятно. Однако, заполнение схематичного торта происходит снизу, что логично.
Схема торта и место, где указываются параметры расположены таким образом, что на стандартном мониторе схему не видно сразу, она скрыта за нижним краем экрана. Это делает ее малофункциональной, по ней можно было бы проверять заказ, но визуально шоколадно-ореховый корж не отличается от шоколадного, понять кто есть кто в отрыве от списков невозможно.
Система опять же предлагает намазать на один корж разные крема и муссы, что не реализуемо на практике.
Под списком параметров размещена кнопка очистки слоев, на которую я раз нажал не читая, будучи уверенным, что это кнопка заказа.
Эстетика. Цветовая гамма не согласована, основной розовый цвет выглядит довольно напрягающе, но используется только на фоне, контентная зона выполнена в классическом белом цвете, что позволяет достаточно легко считывать с нее информацию.
Цветовое оформление вкладок является цветной катавасией, розовый и коричневый цвета с синим и красным шрифтом создают лишнее цветовое пятно в контентной зоне, а текст оформленный таким образом читается с большим трудом.
На странице применено 2 шрифта, прослеживается использование одного для оформления заголовков, другого для выпадающих списков, в целом претензия только в цвете шрифта на вкладках.
Версия 5
Идея не нова, поскольку заключается в послойном сборе торта. Каждый слой указывается с помощью раскрывающегося списка и может быть любым. Слои образуют схематичное представление будущего торта. Каждый слой можно отредактировать, изменив размер и очередность, либо удалить вообще.
Сервис позволяет решить пользовательскую задачу и собрать торт по сценарию, но в реальности нет возможности проверить, так как на экран входит только 6 слоев, а по заданию их 8.
Бизнес-задачи по продвижению классики и непопулярных проигнорированы.
Логика. Раскрывающиеся списки для добавления слоя собран в одном месте, слои добавляются рядом в пределах экрана начиная снизу. Благодаря этому сразу видно, что добавлено, а слои подписаны, что снимает все сомнения.
Добавление слоя осуществляется с помощью элемента, являющегося гибридом кнопки и раскрывающегося списка. Логика работы элемента не продумана, поскольку по умолчанию всегда стоит один и тот же вариант, клик на который не раскрывает список, а сразу добавляет слой. Остальные варианты добавляются только при выборе из списка, но вариант по умолчанию не меняется, на выбранный. После раскрытия списка и клика на один из вариантов список (коржей, например) не закрывается и перекрывает список кремов, из-за чего приходится лишний раз кликать в свободное место, чтобы закрыть его. Это увеличивает количество действий для заказа.
В списке коржей при выборе безе на схеме они упоминаются как безе-коржи, не совсем верная формулировка.
Ну и традиционная для послойных вариантов ошибка — возможность мазать крем на крем с возможностью обойтись вообще без коржей и сделать торт из одного мусса.
Эстетика. Оформление сервиса минималистично настолько, что оценивать особо нечего, но и придираться не к чему. Цвет и шрифты особого внимания на себя не обращают, что для интерфейса может быть даже положительным моментом.
Можно отметить только разницу в размерах раскрывающихся списков, да висячий предлог в одном из них. Неполное количество картинок коржей не дает возможности сравнить шоколадный с шоколадно-ореховым и придраться еще к чему-нибудь.
Комментарий лечащего врача
Сначала общие замечания и соображения по проекту:
— в основании торта должен быть корж;
— корж на корж не кладут, между должна быть прослойка;
— крем на крем тоже вряд ли наносят, как и мусс на мусс, начинку на начинку, ганаш на ганаш;
— ганаш (шоколад) на начинку(варенье) не мажут;
— что-то сочетается между собой хорошо, а что-то — не очень;
— некоторые сочетания слоёв приводят к классическим тортам вроде «Праги» и «Киевского»;
— лимонный бисквит по внешнему виду не отличается от ванильного, а сливочный крем от сливочного крема, но с «Бейлисом» или коньяком;
— слои не могут быть бесконечными.
Складывать торт надо снизу вверх — ведь мы же виртуальные кондитеры, мы собираем торт так же, как это будут делать настоящие. Маппинг, метафора и аффорданс вопят о том, что нижний слой должен быть снизу, а верхний — сверху.
У каждого торта есть форма, она может быть разной — круглой, овальной, квадратной или прямоугольной, сердечком или звёздочкой, но она есть всегда. У каждого торта, кроме формы, есть еще и размер, это особенно важно, когда торт многоуровневый — нескольких размеров водружаются друг на друга.
Из первого пункта списка следует, что сначала даём пользователю выбрать корж. После выбора предлагаем выбрать что угодно, кроме коржа (см. пункт 2). При этом понимаем, что скорее всего это окажется крем, начинка или мусс, с меньшей вероятностью ганаш — так и сортируем. Положили второй слой — думаем что третьим и т. д..
Внутри каждой группы слоёв тоже надо посортировать — к шоколадному бисквиту подойдёт вишнёвая начинка (как у Schwarzwälder Kirschtorte) или абрикосовая (как у Sacher Torte) — их надо вперёд, а вот лимонная будет странной, исключать её нельзя, а на потом отодвинуть можно. При сортировке надо учитывать промо, хотим продать лимонный бисквит — выносим в начало, пусть он тут маячит и привлекает внимание, можно шильдик на него прилепить.
Окей, наш сладкоежка выбрал шоколадный бисквит и вишневую начинку — он на полпути к «Чёрному лесу»! Говорим об этом, просвещаем, но не навязываем, пусть дальше фантазирует — больше денег в кассе оставит.
При визуализации надо показывать вкусные, сочные, блестящие начинки, от этого торт станет только притягательнее. Важно помнить, что не все составляющие визуально хорошо считываются (ганаш и начинка тоньше, чем мусс или корж) и отличаются друг от друга (см. список соображений), поэтому ставку на одну лишь текстуру делать нельзя — подписывать обязательно! Можно немножко лукавить и делать слои с начинкой, ганашем и кремом толще, пользователь на такой обман не обидится.
Про форму и размер забыли почти все участники. Рекомендации даёт только одна бригада. Многие из столкнулись с вопросом «Как собирается торт?», надо понимать, что ровно с этим же вопросом столкнутся клиенты, вспомните как вы мучались и помогите им избежать того же. Научите их, помогите выбрать ингредиенты в «правильном» порядке!
Версия 1
Слои показаны и подписаны — это хорошо. Цвет слоёв странный — это не хорошо. Структура торта фиксированная, ничего добавить нельзя — это плохо. Автор пишет, что «ганаш без разреза не видно», ведь прямо сам написал что надо сделать — раз-ре-зать! Промо-позиции не прорекламированы. Выбор шрифтов — отвааааал башки.
Версия 2
Цены низкие — это хорошо! Как выбирать? Писать руками? С ошибками? Это плохо! Выбор непонятен — что там вообще есть? Из чего я могу писать руками? Глагол «Заслоить» на кнопке странный, следуя ему должна быть кнопка «Расслоить», а не «Удалить». Ганаш отчего-то отвалился в другую сторону от всех остальных слоёв. Удалять можно только всё. Размеров нет, промо-позиции не прорекламированы.
Версия 3
Картинки — это хорошо, только показывать надо не исходное сырьё, а ту начинку/мусс/ганаш, который будет в торте! Интерактивность — тоже хорошо! Корж можно положить на корж — это плохо. Нарушение маппинга — это уголовная статья! Промо нет, а ведь при этом подходе так и просится, прям очевидно же! Морковный крем — это прикольно, это по-нашему!
Версия 4
Со шрифтами перемудрили, взяли не кириллицу, а болгарицу — лишились буквы ‘ы’, получилось некрасиво. Посадили клиентов на страницу с готовыми тортами — нехорошо, лишаете кассу прибыли, ведь если клиент будет придумывать сам, то явно потратит больше. За некликабельные подписи у радиокнопок — ррррррастрррелять! Зачем-то ввели понятие «уровень». Слои при выборе идут сверху вниз, а в торте — снизу вверх. Ну как же так? Маппинг плачет, маппинг расстроен. Саму визуализацию спрятали так, чтобы пользователь ни за что не нашел. Текстуры — это прикольно, но в них сложно что-то разглядеть, они слишком крупные — это не хорошо.
Версия 5
Начальный шаг ужасен! В правом верхнем углу странно-кособокая конструкция а-ля «М-видео». Применение сплит-ба́ттонов в интернете — вещь необычная. Должно быть понятно, что это ба́ттон, что его можно нажать, а сейчас это выпадайки и возникает непроизвольное желание что-то наконфигурировать, а потом найти терминационную кнопку, чтобы конфигурация сложилась в торт. Можно положить ганаш, еще ганаш и еще ганаш — явный промах в логике.
Единственное решение в котором есть выбор размеров, но то, что это размер не понятно, достаточно нарисовать значок диаметра и подписать ‘см’, чтобы улучшить ситуацию. Манипулирование слоями — не очевидное. Терминационной кнопки нет, рекомендаций и готовых решений — тоже. Плоский и нейтрально-безликий интерфейс будет плохо продавать торты, очень плохо. Здесь надо зазывать клиента сочными картинками.
И да, в «шоколадном» корже мало шоколада и он too moist.
Итоги в таблице:
Татьяна | Максим | Светлана | Денис | Итог | |
Степанов Максим | (3; 2,5; 2) 2,5 | (2; 2; 2) 2 | (3,5; 3; 3) 3,17 | (2; 3; 2,5 ) 2,5 | 2,5425 |
Мартынова Татьяна | (2,5; 2; 2) 2,25 | (4; 3; 3,5) 3,5 | (1; 0; 0) 0,34 | (2; 2; 2) 2 | 2,0225 |
Терентьев Егор | (4; 3,5; 3) 3,5 | (3,5; 2; 4,5) 3,333 | (2; 1; 1) 1,33 | (4,5; 2,5; 4,5) 3,9 | 3,0158 |
Степанова Татьяна | (2; 3; 1,5) 2,17 | (3; 2; 3,5) 3 | (2; 2; 2) 3,67 | (3; 2; 3) 2,67 | 2,8775 |
Берёзка Алексей | (3; 4; 2) 3 | (2,5; 2; 3,5) 2,67 | (4; 4,5; 4,5) 4,33 | (4; 2,5; 3) 3,16 | 3,29 |
К сожалению, ни одно из предложенных решений нельзя отдавать клиенту. Всё надо допиливать, что-то в большей степени, что-то в меньшей. Итоговые баллы в таблице могли бы быть больше. С небольшим отрывом вышли вперёд бригады 3 и 5. Среди них с наноотрывом на первое место прорвалась бригада 5, поздравляем победителей!
Зрительское голосование вывело в лидеры те же работы, что эксперты.
Общий комментарий от Татьяны: Никто не догадался замутить спецуху из синих и охры, и особо популярных сочетаний.
Кондитерские интерфейсы. Зрительское голосование
Дорогие мои читатели! Наши проектировщики придумали пять разных интерфейсов для заказа тортов в кондитерской студии. Эксперты уже оценили работы, проставили свои оценки и вынесли комментарии. Теперь я прошу вас сделать то же самое и проголосовать за один (прямо здесь, в комментариях).
первый
второй
третий
четвёртый
пятый
Если во время посещения у вас появилось что сказать — скажите!
Раскрыта тайна ПФР! Они используют черепах-пенсионерок!
В октябре 2013 года я написал заявление о переводе своих пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд. По обещанию, я должен был получить письмо о рассмотрении заявки в течение двух месяцев, а к марту текущего года мои накопления должны поступить на счёт.
Письма-уведомления не было. К сему моменту я не рассчитывал, что оно произойдёт и пытался выкроить время в своём графике, чтобы натянуть глаза на попу тому фонду, с которым связался.
И вот оно произошло! Смотрите даты:
Новое время года — новый конкурс!
Хватит с нас бесплатных конкурсов за интерес! Даёшь конкурсы с призовым фондом!
На кону книга по дизайну-проектированию-интерфейсам. Название книги пока озвучивать не буду. Если победителем окажется кто-то, кому предстоит сдавать экзамен по интерфейсам, то он получит специальный подарок от Санты.
Задание — разработать и сделать страницу(ы) с расписанием ВУЗа. Все должно быть красиво и удобно, так, чтобы Оксфорд, Гарвард и Сорбонна нервно перешёптывались, куря в коридоре. Кошмарную версию можно посмотреть тут.
Можно использовать html, css, js, php. Писать вирусы и использовать MySQL нельзя. Можно сделать не всё расписание, а какую-то его часть, но так, чтобы была понятна идея и принципы пользования.
Готовую работу присылать zip-архивом мне в почту.
Дедлайн 12 декабря в полночь
Разбор объявления «Геологической»
Интерфейсом называется всё, что обеспечивает общение пользователя с системой. Пассажир — пользователь (который, кстати, деньги за пользование платит), метро — система. Объявление — интерфейс. Если вы считаете, что это не так — покиньте страницу, не тратьте траффик и время на споры, уговаривать вас я не буду.
Объявление о закрытии станции — это сообщение об ошибке в работе системы. Хорошее сообщение об ошибке (вспоминаем лекции, вспоминаем!) рассказывает «что произошло?», «что делать сейчас?» и «что делать, чтобы ошибка не повторялась в будущем?». Последний вопрос выходит за границы влияния пассажира, поэтому про него забываем.
Оригинал:
Что с ним не так? Во-первых, объявление висит на уровне глаз не очень крупных собачек. Во-вторых, объявление одно, а дверей — 4. Если человек подходит к входной группе прямо, то он(а) его заметит, а если из-за угла — скорее всего нет.
Теперь то, на что обратили внимание все. Слово ‘ограничен’ означает, что можно, но не всем или не сразу. Например, после массового мероприятия, чтобы избежать несчастных случаев, пассажиров запускают на перрон порционно. В нашем случае это не так, никому на перрон нельзя! Совсем нельзя! Более того, никому нельзя в переход — так и пишем!
Окей, внесли некоторую ясность, теперь несостоявшийся пассажир понимает, что двери действительно закрыты, а не у него(неё) не хватает сил для открытия. Что дальше? Что теперь делать? Метрополитен вообще работает?
Если работает, то пишем:
Стало лучше. Теперь пассажир понимает, что надо добраться до другой станции. Как? Пишем!
Там, где пассажиров уважают не только обращением «Уважаемые пассажиры», а по-настоящему, еще и дополнительные автобусы запустят. Будет так:
Разумеется, печатаем бумажки по количеству дверей, развешиваем на каждую. Дежурным от метрополитена и полиции даём дополнительных люлей, чтобы вежливо объясняли где другие станции и как к ним проехать.
Теперь второй сценарий, менее приятный, когда закрыта не только станция, а весь метрополитен.
Теперь наш пассажир знает, что ловить нечего. Что ему делать дальше? А если интернета в мобильнике нет? Выпускаем сотрудников в заметной форме у каждого входа.
А в приличных местах еще и автобусы запускают:
Что касается причин закрытия (об этом писал Егор) — считаю, что это излишне. Причина закрытия может быть разной: падение пассажира на пути, забытый кем-то пакет, прорыв канализации, отключение вентиляции или электричества. Некоторые причины требуют оперативного закрытия станции, когда выдумывать текст сложно или печатать его невозможно, другие могут посеять панику в рядах несложившихся пассажиров. При текущем тексте у нас есть универсальная, аккуратная, вежливая и заботливая формулировка.
Конкурс мнений уважаемых читателей
Мы уже проводили похожее мероприятие, маленький резонансик был. Попробуем повторить.
Итак, что не так с объявлением? Или всё так?
Разбираем объявление
Некоторое время назад я попросил слушателей «Проектирования интерфейсов» высказаться про объявление от управляющей компании. Некоторые читатели не увидели связи объявления с проектированием, другие — обратили внимание на чрезмерную вежливость. Объявление — это интерфейс, оно должно рассказать что происходит, как происходит и что надо сделать, чтобы всё получилось и закончилось хорошо.
Приведём текст полностью:
Уважаемые жители!
Сообщаем, что в Вашем жилом доме потребление электроэнергии ограничено разрешённой проектной мощностью и составляет 3кВт на каждую квартиру.
Мощность современной бытовой техники, зачастую, превышает данное значение в связи с чем нагрузка на общедомовые и квартирные сети электроснабжения многократно возрастает, что может привести к пожарам, отгоранию проводов в электросчётчиках, выходу из строя бытовой техники в квартирах.
Для предотвращения аварийных ситуаций в сетях электроснабжения Вашего жилого дома, ООО «УК „РЭМП-Эльмаш“» настоятельно рекомендует не превышать установленную проектную мощность.
Уведомляем, что непринятие рекомендованных мер служит основанием для возложения ответственности за несоблюдение требований, установленных правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
С уважением, ООО «УК „РЭМП-Эльмаш“»
Теперь разбираемся. Стоп-слова и конструкции несущие какой угодно (а следовательно, никакого) смысла, я вычеркнул.
Уважаемые жители!
Неуместная вежливость, ненужная попытка начать диалог. А диалогом тут не пахнет, да и пахнуть не должно, объявление предупреждает об опасности. Шутки — в стороны! Поэтому самовтыкающуюся в розетку лампочку нужно у-нич-то-жить!
Сообщаем, чтов Вашемжиломдоме потребление электроэнергииограничено разрешённой проектной мощностью исоставляет 3кВт накаждуюквартиру.
‘Вашем’ в этом случае должно писаться как ‘вашем’, мы обращаемся к неопределённому кругу лиц. ‘Ограничено’ это когда электрик дядя Стёпа закрутил некий электрический вентиль так, что больше положенного взять не получится. В случае с электроэнергией это не так. Взять мы можем, но не должны, потому что это опасно.
Мощность современной бытовой техники
, зачастую,превышаетданноезначениев связи с чемнагрузка наобщедомовые и квартирныесетиэлектроснабжения многократновозрастает, что может привести к пожарам, отгоранию проводов в электросчётчиках, выходу из строя бытовой техники в квартирах.
В приведённом ряду угроз, пожар — самая крайняя степень. Если пожар, то на отгорание проводов и выход из строя бытовой техники уже наплевать.
Для предотвращения аварийных ситуаций
в сетях электроснабжения Вашего жилого дома,ООО «УК „РЭМП-Эльмаш“»настоятельнорекомендует не превышатьустановленнуюпроектную мощность.
Во-первых, абзац написан обезличенно. Боятся они сказать ‘мы не рекомендуем’, поэтому прикрываются ООО «УК „РЭМП-Эльмаш“». Во-вторых, весь абзац выглядит как обращение кота Леопольда — вы, мол, ребята не превышайте. А как это сделать? Как быть выпускникам философского факультета, которые генетически считать не обучены? Как быть бабушкам, которые не знают что эти цифры значат и что с ними делать?
Уведомляем, чтонепринятиерекомендованныхмер служит основанием для возложения ответственностиза несоблюдение требований, установленных правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Мне эти ваши меры неприятны, уберите их! Какие меры-то? Ни о каких мерах речи не было! Про три киловатта написали, про меры — ни слова. И что будет, если мне меры неприятны? Да ничего, на меня возложат какую-то ответственность.
Теперь как надо. Сначала привлекаем внимание и очень кратко даём информацию. Например так, «Мощные бытовые приборы могут привести к пожару». Модальный глагол ‘могут’ должен быть выжжен огнём лингвистической инквизиции, но не всякое использование приводит к пожару, поэтому, дабы не нагнетать панику, лучше модальность оставить.
Дальше объясняем что? к чему? и почему?. «Современные электроприборы потребляют много энергии, провода старых домов перегреваются и могут загореться. Не включайте одновременно приборы, суммарная мощность которых больше 3кВт.»
Объясняем что нужно делать и где брать информацию. «Потребляемая мощность указана на этикетке или в паспорте изделия в Вт или кВт, по-английски она называется power consumption и измеряется в W. Проверьте мощность своих стиральных машин, кондиционеров и электрочайников — эти приборы оказываются энергоёмкими чаще других.»
Ну и предлагаем приятность — «Специалисты нашей управляющей компании помогут проверить мощность приборов и избежать пожара. Вызовите электрика по телефону 222−22−22. Гл. энергетик, Иван Иванов».